пятница, 2 октября 2015 г.

Техника Z

Дорогие друзья, представляем вашему вниманию 20 советов от известнейшего акварелиста Джозефа Збуквича / Joseph Zbukvic (Австралия).

Джозеф впервые посетил Россию в июне этого года с двумя мастер-классами в Москве и Петербурге, на которых не только раскрыл  секреты  техники, но и поделился своей философией, правилами и принципами в живописи. Эти заметки универсальны, они будут полезны не только художникам, пишущим акварелью, но и всем, кто интересуется своим творческим развитием.



1.   Если вы хоть сколько-нибудь серьезно относитесь к живописи, у вас должен быть скетчбук (sketchbook, блокнот), всегда носите его с собой.. Никому его не показывайте, если вам не нравится результат.  Вы просто тренируете руку и глаз.
2.  Не учитесь слишком много. Учитесь столько, сколько это нужно лично вам. Не учитесь у одного учителя.
3.   Не смотрите слишком много чужих картин. Больше рисуйте и ищите себя в себе.
4.   Если у вас каждый раз получается картина, вы не пишете по-настоящему.
5.   Акварель – это как скульптура. Пока мы не сделаем голову (пятен), мы не перейдем к глазам (деталям).
6.  Акварель – это как выпечка торта. Когда вы печете, у вас есть рецепт и строгая последовательность. Если вы забыли положить яйца и отправили торт в духовку, ничего не выйдет. Вы не можете сказать: "Ой, я забыла яйца, сейчас он испечется, и я добавлю". Также и с акварелью. Если вы что-то забыли на предыдущем слое, вернуться нельзя.
7.  В акварели приоритеты следующие: самое главное – это хорошая бумага, затем - кисти  и третье – краски. Не так важна фирма, очень важно, чтобы они давали нужную консистенцию.
8.  Для работы вам достаточно 15 цветов: 3 хороших желтых, 3 красных, 3 земляных, 1-2 фиолетовых, 2 синих (кобальт и ультрамарин), турецкий зеленый (бирюза), нейтральный серый. У Джозефа так и есть:
9.  Используйте мелкий спрей с чистой водой, чтобы смочить лист, чтобы сделать интереснее сырую заливку. Это называется "дыхание жизни".
10. Используйте белую гуашь для акцентов. Немного. Локально. Если нужно подчеркнуть какие-то небольшие детали. Если вы хотите высветлить белилами большую гору - это недопустимо. Только легкие нюансы, блики.
11. Всегда думайте о тоне. Анализируйте и ищите тон. Тон – это самое главное.
12. Рисуя сложные объекты - упрощайте и обобщайте.
13. Не делайте слишком детального рисунка карандашом. Только силуэты и контуры, немного деталей. Пусть все остальное сделает акварель.
14. Товарищ толстяк (капля) - ваш друг. Если висит капля, вы можете работать. Если заливка сырая, вы можете работать. 
15. В картине всегда есть дальний план, средний план и передний план. Следите за тем, чтобы дальний план не вылезал вперед, нужно вовремя остановиться.
16. Всегда принимайте подарки акварели: случайные пятна, кляксы и подтеки. Это подарок вам. Значит, так будет лучше. Попробуйте это обыграть и все увидите сами.
17. Рисуя фигуру человека, главное - плечи. Они должны быть на разном уровне, и говорить о том, что фигура движется. Не делайте слишком большую голову. Слишком маленькую тоже плохо. Не прорисовывайте детально. Руки и ноги делайте рваными штрихами.
18. Когда вы рисуете много людей, не делайте солдат. Пусть они соприкасаются друг с другом и заслоняют друг друга, как на улице. То же касается и птиц, лодок и прочих повторяющихся объектов.
19. Если вы смотрите, как пишет художник и хотите это понять, всегда смотрите не только на бумагу, но и на кисть: какая кисть, какие движения, с какой частотой, и на краски: сколько цвета, насколько густо. Анализируйте последовательность и запоминайте. Не смотрите на бумагу как на магию. Тут нет магии, есть опыт и техника. 
20. Самый важный совет. Если что-то пошло не так, всегда говорите, что вы именно так это и задумывали.
Демонстрационная работа Джозефа на мастер-классе в Москве.

© Юлия Прошутинская 2015.   
Все права защищены. Частичное или полное копирование материалов данной статьи возможно только с разрешения автора
Все фотографии выполнены автором статьи во врем мастер-класса Джозефа Збуквича в Москве в 2015 году


2 комментария: